Ракетный комплекс Искандер-М, боевой пуск на полигоне «Капустин Яр»

Ракетный комплекс Искандер-М, боевой пуск на полигоне «Капустин Яр»

В рамках учений в Астраханской области произвели боевой запуск из ракетного комплекса Искандер-М.

Видео боевого запуска на полигоне «Капустин Яр»



Конструкция ракет ракетного комплекса

ОТРК использует квазибаллистическую и крылатую ракету. Общим, кроме машин пускового комплекса для ракет, является система наведения, а также кассетные наполнители боевых частей.

Головка самонаведения и средства управления

Система наведения смешанная: инерциальная на начальном и среднем участках полёта и оптическая на конечном участке полёта, чем достигается высокая точность попадания 5—7 м. Возможно использование ГЛОНАСС в дополнение к инерциальной системе наведения. Существует несколько модификаций ракеты, отличающихся боевой частью и телеметрией. Ракеты в полёте могут получать по радио дистанционно новые координаты цели, что позволяет поражать подвижные цели (включая корабли).

Оптическая ГСН 9Б918 производства НПП «Радар ММС» является инфракрасной и позволяет по ориентирам на местности находить координаты цели даже в безлунную ночь. Преимуществом оптической ГСН является устойчивость против применения противником средств РЭБ для подавления сигналов спутниковой навигации или радиокоманд.

Квазибаллистическая ракета Искандер-М

«Искандер-М «— вариант для Российских вооружённых сил с двумя квазибаллистическими ракетами 9М723 на ПУ, дальность стрельбы согласно упоминанию в различных источниках составляет до 500 км.
Ракета комплекса 9М723 имеет одну ступень с твёрдотопливным двигателем. Ракета изготовлена с применением технологий понижения радиолокационной заметности (т. н. «Стелс-технологии»): малая поверхность рассеивания, малый размер выступающих частей, радиопоглощающее покрытие.

Защита от поражения системами ПВО/ПРО на разгонном участке
Для защиты ракеты от поражения, на разгонном участке ракета использует аэродинамические рули для интенсивного маневрирования при наборе высоты.

Защита от поражения системами ПВО/ПРО на баллистическом участке траектории
Бо́льшая часть полёта проходит на высоте около 50 км, что существенно выше потолка действия таких систем ПВО как Patriot.

ПРО класса THAAD рассчитаны на вычисление траектории неуправляемых баллистических ракет как Р-17 «Скад» с поражением именно на высотной части прямым столкновением. Часть экспертов считает, что против THAAD в «Искандер-М» использует маневрирование за счёт газоструйных рулей. Поэтому траектория Искандер-М не является баллистической как у ракет класса Р-17 Скад, а является «квазибаллистической». Взаимная скорость сближения «Искандер» и противоракеты намного больше 40-80 метров в секунду, самое крошечное отклонение моментально снижает вероятность кинетического перехвата прямым попаданием во много раз, сложно и отследить радаром на сверхвысоких скоростях малые отклонения даже спустя время (если сравнивать с системами активной защиты танков то за их время реакции «Искандер» успевает значительно (на метры) изменить траекторию), «Искандер» может длительно и многократно маневрировать в полёте, при том если такое маневрирование слабое это означает практически отсутствие потерь в скорости и дальности в силу маневрирования. Предшественник разработок научных трудов «Ока» имела возможность однократного манёвра до 45 градусов в сторону от курса.



Между тем, имеются сообщения и о других возможных технологиях защиты от ПРО на баллистическом участке траектории без маневрирования, но за счёт использования ложных целей. Часть экспертов отмечает, что по уровню оснащения средствами прорыва ПРО «Искандер» эквивалентен МБР как «Тополь-М», то есть «Искандер» использует типовой комплект ложных целей от МБР и такие же принципы обхода ПРО. Пассивные ложные цели для МБР включают в себя надувные объекты-макеты из металлизированной оболочки, раскладные пружинисто-сетчатые отражатели, а также дипольные отражатели из отрезков проволоки. За самой ракетой обычно выкидываются прикреплённые на тросиках дополнительные раскладные отражатели. «Стелс-средства» в «Искандер» в данном случае служат не для её скрытности, а выравнивания радиолокационных характеристик ракеты и ложных целей, чтобы сигнатура ракеты для РЛС в основном была представлена её «буксируемыми» отражателями, которые абсолютно такие же как раскладные пружинистые ложные цели. Данные методы защиты более эффективны, чем маневрирование, так как по мнению американских специалистов в ПРО, если ракету не удалось поразить на разгоном участке, то поражение её на баллистическом участке среди массы ложных целей маловероятно. Для неотличимости для РЛС систем ПВО и ПРО при применении ложных целей «Искандер» не должен маневрировать на баллистическом участке траектории, чтобы быть неотличимым по траектории от ложных целей. В отличии от МБР использование ложных легкий целей на высоте ниже 100 км требует от «Искандер» специальных технологий по выравниванию баллистических характеристик с ложными целями за счёт аэродинамического или активного торможения, чтобы исключить эффект небольшого отставания от ракеты более лёгких ложных целей.

При входе в плотные слои атмосферы основным методом защиты от ПРО становится маневрирование.

Защита от поражения ПВО/ПРО на финишном участке поражения цели
При спуске к цели ракета маневрирует с перегрузкой 20—30 единиц (G) в первую очередь за счёт аэродинамических рулей. Ракета имеет гиперзвуковую скорость на финишном отрезке траектории 2100—2600 м/с (6-7 чисел Маха). Эти показатели превышают или находятся на грани возможностей лучших систем ПРО/ПВО среднего уровня дальности. Угол атаки ракеты на завершающем отрезке близок к 90 градусам, что в ряде случаев выводит ракету за угол поля зрения РЛС атакуемого комплекса ПРО, и тем более ПВО.

Большинство экспертов считают, что головная часть «Искандера» не отделяемая, как и у других ОТРК.

Также основным поражающим боеприпасом «Искандера» для поражения комплексов ПВО/ПРО также являются кассетные боевые части. За счёт практически вертикального захода «Искандера» на цель и использования управляемых боевых частей возможен ранний их сброс с высоты до 1,4 км до цели, что делает невозможным эффективное применение против ракеты зенитной артиллерии комплекса ПВО ближнего радиуса действия, который функционально защищает систему ПРО от атак ракетами.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Поделитесь с друзьями:
558 просмотров